Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Обучение для наставников

24 Апреля 2025
- Западно-Казахстанская область
348 просмотров

В Год рабочих профессий, коим в Казахстане объявлен 2025 год, предстоит реформирование системы технического и профессионального образования, и активную позицию в этой работе заняла Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Палата предпринимателей Западно-Казахстанской области, тесно работая с колледжами и производственными предприятиями на предмет развития системы дуального обучения, проводит различные мероприятия данного направления, и одно из них — организация семинара на тему «Педагогика обучения на рабочем месте».

Двухдневный семинар для наставников предприятий, мастеров производственного обучения и предпринимателей прошел на базе Высшего аграрно-технического колледжа. Мультипликаторами на нем выступили служащие НПП «Атамекен» — заместитель директора Департамента развития человеческого капитала Лязат Шонаева и эксперт 1-й категории Инна Региль.

Приветствуя старших коллег, также слушателей семинара, директор региональной палаты «Атамекен» Максат Куланбаев отметил значимость мероприятия и выразил благодарность Отделу развития человеческого капитала РПП за организацию. Он подчеркнул, что профориентационная работа ведется ОРЧК с начала образования Палаты предпринимателей ЗКО и множество инициатив Отдела развития человеческого капитала успешно претворены в жизнь.

Максат Куланбаев высказал надежду на то, что участники семинара получат от мультипликаторов ценную информацию, и, в свою очередь, поделятся опытом успешной коммуникации со студентами колледжей, а возможно, озвучат собственное видение по усовершенствованию системы дуального обучения.

Перед тем, как Инна Региль стала делиться с производственниками теоретическими знаниями по проведению обучения на рабочем месте, Лязат Шонаева рассказала о модели даульного образования в Германии. Отметив, что немецкую систему дуального обучения можно считать образцовой, и Казахстан решил обратиться к опыту Германии, мультипликатор также акцентировала внимание на мировоззрение немецких родителей касательно подхода к выбору профессии своих детей.

Лязат Жабаровна сообщила, что в семьях, где воспитываются дети, взрослые присматриваются к интересам ребенка, учитывают его увлечения и генную предрасположенность, и если к завершению среднего образования сын или дочь утвердились в выборе будущей профессии, то ребенок продолжит обучение в профессиональной гимназии.

«В профессиональной гимназии предлагаются разные специальности и направления. Обучение в этом учебном заведении длится три года, после чего выдается аттестат зрелости (с правом поступления в вуз). Такой аттестат дает возможность учиться как в университетах, так и в технических вузах. Он подходит для прохождения любого учебного курса на всей территории Германии», — рассказала Л.Шонаева.

Рассуждая о том, насколько важно заметить потенциал подростка еще в период обучения его в школе, мультипликатор привела в пример разговор с одним успешным предпринимателем. Астанинский бизнесмен удивил сотрудницу Департамента развития человеческого капитала Нацпалаты «Атамекен» тем, что подыскивает потенциальных работников в свою компанию среди школьников. Речь шла о профессии, связанной с оказанием услуг в сфере IT-технологий. В беседе с подростками выявляет ребят, серьезно увлеченных программированием и достигших определенных успехов в своем хобби. И если юноша определился с выбором профессионального пути, то далее следует встреча предпринимателя с родителями и выбор колледжа для несовершеннолетнего.

Обучение в колледже не исключает возможности заключения трудовых отношений, и таким образом выигрывают обе стороны — как работодатель, так и будущий специалист.

Лязат Шонаева рекомендует предпринимателям проявлять такую же дальновидность в вопросе поиска потенциальных кадров на свои предприятия.

С организационно-правовыми механизмами и задачами дуального обучения слушателей семинара познакомила Инна Региль. Мультипликатор поделилась знаниями и опытом планирования обучения на рабочем месте, рассказала о методах    проведения инструктажа.

В рамках обучающего мероприятия участники узнали, какие технические средства позволяют повысить эффективность дуального обучения, как можно вызвать в подростке мотивацию к получению дуального образования и многое другое.

Словом, семинар содержал инструктаж по усовершенствованию коммуникационных навыков в работе со студентами и практикантами.

Польза от мероприятия заключалась еще и в том, что у наставников была возможность озвучить проблемы, с которыми предприятия встречаются по результатам завершения процесса обучения на рабочем месте. В частности, был поднят вопрос о необходимости выработки механизмов по отработке выпускниками колледжей грантов.

Представители производственных компаний обратили внимание на то, что обучение студентов технического и профессионального образования осуществляется за счет государства, однако став уже дипломированными специалистами лишь малая их часть трудоустраивается на предприятии, при том что в рамках дуального образования предусмотрено заключение трудовых договоров с выпускниками колледжа. Поскольку и предприниматели тратят свои ресурсы на процесс подготовки будущих специалистов, а в итоге выпускники, так сказать, «уходят на вольные хлеба», не считая необходимым вернуть долги государству и компании, привившей студенту необходимые знания и навыки, участники семинара считают, что практика трехгодичной отработки для студентов, обучившихся по гранту, должна быть установлена и на систему ТиПО.

Мастера производственного обучения попросили представителей НПП «Атамекен» инициировать перед законодательными органами рассмотрение данного вопроса, поскольку проблему кадрового голода испытывают многие предприятия области.

«За эти три года выпускник колледжа получит опыт по специальности, обучится корпоративной культуре, этике. Не исключено, что по прошествии этого периода профессия его увлечет и он решит продолжить трудовой путь на предприятии, получить высшее образование по специальности», — аргументировали наставники производственного обучения в пользу законотворческой инициативы.

Отметив, что Национальная палата предпринимателей уже поднимала данный вопрос перед Министерством просвещения, Лязат Жабаровна озвучила позицию ведомства.

«Министерство просвещения отказывает, ссылаясь на то, что в колледжи приходят учиться еще несовершеннолетние, а потому предъявлять к ним требование по отработке на предприятии, будет являться нарушением их конституционных прав.

Однако, в отношении выпускников школ на базе 11 классов можно предложить установить необходимую отработку, но гарантировать желаемый эффект невозможно», — ответила мультипликатор.

Шонаева обратилась к ситуации с вузами, когда выпускники находят массу причин, чтобы уклониться от отработки, и при этом отказываются вернуть деньги государству. Вузы вынуждены судиться с такими выпускниками, и заместитель директора Департамента развития человеческого капитала предупредила, что с аналогичными ситуациями, если инициативу поддержат, наверняка, столкнуться и организации ТиПО.

Среди других проблем, озвученных участниками обучающего мероприятия, было отсутствие в колледжах всего западного региона (ЗКО, Атырауской, Актюбинской, Мангыстауской областях) группы по обучению обувному делу.

«На пошив, ремонт обуви всегда будет спрос у населения, однако ни в одном колледже западных областей республики не обучают на обувщиков», — возмутилось сразу несколько предпринимателей.

Руководитель Дома моды «Мария Ханым» Жулдыз Хуспанова задалась вопросом:

«Какую найти мотивацию, чтобы заинтересовать молодежь к получению рабочей, технической профессии?».

Она обратила внимание, что мотивация на молодежь, которая была у людей старшего поколения, не действует на нынешних девушек и юношей, и пока не изменить сознание молодых людей в вопросе осознания ответственности за свое настоящее и будущее, кадровый голод на производственных предприятиях будет сохраняться.

Как отметили мультипликаторы, многие из вопросов, озвученных на семинаре, требуют разрешения на уровне местной исполнительной власти. Проблемы же, разрешение которых возможно лишь через установление нормативов, будут доведены НПП «Атамекен» до центральных органов.

Участники двухдневного семинара, прошедших обучение по полному курсу, получили сертификаты НПП и региональной палаты «Атамекен».

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры